Сайт учителя русского языка и литературы Карпуниной Т.Н.
Сочинение по литературе
Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 06.05.2024, 02:43

     

    Всё о выпускном сочинении
     

    Формат итогового сочинения

    В 2018 году будущие выпускники будут писать декабрьское сочинение-изложение в своей школе, как это происходит уже на протяжении нескольких лет. В назначенный день учеников 11 класса рассадят в заранее подготовленных классах, а за 15 минут до начала испытания огласят темы сочинений по литературе, которые в 2017-2018 учебном году будут отличаться для регионов, расположенных в разных часовых поясах.
    На выполнение работы отводится 4 часа, что, по мнению самих учеников, вполне достаточно для того, что бы написать необходимые 250 слов, поразмыслив над заданной темой.
    Обратите внимание, что порог в 250 слов – это необходимый минимум. В реальности же хорошее сочинение в среднем должно содержать 300-350 слов. К тому же, практикуясь на этапе подготовки, лучше ориентироваться на завершение работы за 3 часа 30 минут или 3 часа 40 минут.
    Для детей, имеющих право на организацию особых условий для сдачи первого выпускного испытания, сочинение может быть проведено на доме, либо в более легком формате изложения. Но, данное право предоставляется исключительно на основании документального подтверждения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
    Результат сочинения («зачет» или «незачет») будет оглашен ближе к концу календарного года.

    Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году

    Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:
    Критерий Что проверяют? За что поставят «незачет»?
    1 Соответствие теме Проверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему. Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания.
    Автоматически будет «незачет» по работе в целом!
    2 Аргументация Проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации  своей позиции. Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик.
    Автоматически будет «незачет» по работе в целом!
    3 Композиция Проверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами. В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений.
    4 Качество речи Проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком. Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов.
    5 Грамотность Проверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок. Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения.
    Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.
    Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.
    Именно поэтому самым актуальным вопросом для 11-тиклассников 2017-2018 года будет, какие темы могут предложить в этот раз для итогового сочинения.

    Темы декабрьского сочинения в 2017-2018 году

    Узнать точные темы сочинения заблаговременно невозможно, ведь они держаться в строгом секрете и разглашаются за 15 минут до начала экзамена.  Но, для более эффективной подготовки, ученикам предложены направления, в рамках одного из которых и будет выбрана тема, по которой им предстоит писать итоговое сочинение в 2017-2018 году:

    «Верность и измена» 
    «Равнодушие и отзывчивость»
    «Цели и средства»
    «Смелость и трусость
    »

    «Человек и общество»

    Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

    1. «Верность и измена». 
    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
    Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
     2. «Равнодушие и отзывчивость»
    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
    3. «Цели и средства» 
    Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
    Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
    4. «Смелость и трусость» 
    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
    5. «Человек и общество» 
    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
    Для каждого из приведенных направлений есть определенный список произведений, в которых раскрывается важная проблема и присутствует необходимая для написания сочинения информация.
    Направление Список литературных произведений
    1 «Верность и измена» → Произведения о войне - верность себе, верность Родине (пр. «Судьба человека»).
     → «Капитанская дочка» (Гринев верен своим идеалам, Швабрин предает при первой же возможности) 
    → «Война и мир» (Наташа Ростова)
     → «Гроза» (измена Катерины)
     → «Анна Каренина» «Евгений Онегин» (... Но я другому отдана, / Я буду век ему верна) 
    → В.Распутин «Живи и помни»
     → Л.Андреев «Иуда Искариот»
     → Н.Гоголь «Тарас Бульба»
    2 «Равнодушие и отзывчивость» → Произведения о природе, характеризующие людей как отзывчивых или эгоистичных (пр. «Плаха»)
     → «Герой нашего времени» (равнодушие Печорина к людям и жизни в целом) Обломов (его отзывчивость) → «Война и мир» (добродушие Ростовых, их отзывчивость, готовность помочь - эпизод с подводами) 
    → «Преступление и наказание» (отзывчивость Сони Мармеладовой)
     → «Мастер и Маргарита» (Маргарита и Фрида) 
    → В.Астафьев «Царь-Рыба»
     → Л.Улицкая «Дочь Бухары»
     → В.Распутин «Уроки французского»
     → А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
     → Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке» 
    → К.Г.Паустовский «Телеграмма»
     → Б.Екимов «Ночь исцеления» ’
     → В.Распутин «Прощание с Матерой»
    3 «Цели и средства» → «Горе от ума» (образ Молчалина) 
    → «Война и мир» (образ Наполеона, его цели и средства в Отечественной войне 1812 г.) 
    → «Преступление и наказание» (теория Родиона Раскольникова)
     → Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо первое. Большое в малом, Письмо третье. Самое большое, Письмо шестое. Цель и самооценка) → В.Распутин «Прощание с Матерой»
    4 «Смелость и трусость» → Произведения о войне (пр. «А зори здесь тихие ...») → «Капитанская дочка» 
    → «Война и мир»
     → «Судьба человека»
     → «Мастер и Маргарита» (трусость Пилата; «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков») 
    → В.Закруткин «Матерь человеческая» 
    → В.Быков «Обелиск»
     → Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
    5 «Человек и общество
     
    → «Горе от ума» (Чацкий - «лишний» человек, его связь с обществом)
     → «Евгений Онегин» (Как повлияло общество на судьбу главного героя?) 
    → «Отцы и дети» (Базаров как член общества)
     → «Война и мир» (Мир в значении «общество», «народ», роль отдельной личности в обществе, по мнению Толстого)
     → «Преступление и наказание» (теория Раскольникова)
     → «Мастер и Маргарита» (одиночество Мастера в обществе) 
    → Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо седьмое. Что объединяет людей?)
     → В.Шаламов «Колымские рассказы»

     

     

    Подготовка к итоговому сочинению

    Хотя до первого испытания осталось не так много времени, качественно подготовиться к сочинению более чем реально. Для этого необходимо:
    1. Прочесть рекомендованные произведения.
    2. Провести анализ и выписать в отдельную тетрадь важные отрывки, события, имена, портреты и мысли героев, которые могут быть применены для сочинения в рамках одного из приведенных выше тематических блоков.
    3. Практиковаться в написании сочинений.
    В сети не сложно найти темы, которые были предложены ученикам в 2016 и 2017 годах. Это будет хорошей практикой. Но, не стоит заблуждаться. Повторение ранее использованных тем в этом году маловероятно. Поэтому полезным также будет разработка блочной системы тез и аргументов, согласно которой ученик создает для себя базу для рассуждения на одну из глобальных тем.

    Структура сочинения

    Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты:
    1 Вступление Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части.
    2 Основная часть Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения
    2-й тезис и аргументация
    3-й тезис и аргументация
    3 Заключение Примерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др.
    Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме:
    1. Укажите автора и полное название произведения.
    2. Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению, соответствует тезису (не надо пересказывать текст).
    3. Дайте свою оценку и приведите мнение автора.
    4. Подведите промежуточный итог.
    Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные предложения, благодаря которым текст не будет выглядеть рваным.

    Советы педагогов

    Опытные учителя, выпускники которых каждый год успешно сдают не только сочинение, но и ЕГЭ по литературе, рекомендуют:
    1. Читайте не только произведения в оригинале, но и критику. Это даст необходимую базу мыслей и аргументов, которыми можно будет оперировать при написании.
    2. Обрабатывая разные блоки, чередуйте их, не зацикливаясь на одном направлении.
    3. Не спешите писать сочинение сразу после прочтения произведения, дайте себе время на осмысление прочитанного.
    4. Всегда начинайте написание сочинения с плана, это сэкономит время и не даст забыть о важных нюансах.
    5. Старайтесь избегать конструкций, выражающих неуверенную позицию, таких как «мне кажется», а также выдерживайте эмоциональный баланс, не перегружая сочинение.

    Секрет успеха прост – и он в практике! Пишите сочинения, анализируйте свою работу и вносите коррективы, добиваясь максимально высокого результата.

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz