Меню сайта |
|
|
|
Вход на сайт |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Календарь |
|
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
Архив записей |
|
|
|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
06.05.2024, 02:43 |
Всё о выпускном сочинении
Формат итогового сочинения
В 2018 году будущие выпускники будут писать декабрьское сочинение-изложение в своей школе, как это происходит уже на протяжении нескольких лет. В назначенный день учеников 11 класса рассадят в заранее подготовленных классах, а за 15 минут до начала испытания огласят темы сочинений по литературе, которые в 2017-2018 учебном году будут отличаться для регионов, расположенных в разных часовых поясах.
На выполнение работы отводится 4 часа, что, по мнению самих учеников, вполне достаточно для того, что бы написать необходимые 250 слов, поразмыслив над заданной темой.
Обратите внимание, что порог в 250 слов – это необходимый минимум. В реальности же хорошее сочинение в среднем должно содержать 300-350 слов. К тому же, практикуясь на этапе подготовки, лучше ориентироваться на завершение работы за 3 часа 30 минут или 3 часа 40 минут.
Для детей, имеющих право на организацию особых условий для сдачи первого выпускного испытания, сочинение может быть проведено на доме, либо в более легком формате изложения. Но, данное право предоставляется исключительно на основании документального подтверждения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Результат сочинения («зачет» или «незачет») будет оглашен ближе к концу календарного года.
Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году
Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:
№ |
Критерий |
Что проверяют? |
За что поставят «незачет»? |
1 |
Соответствие теме |
Проверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему. |
Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания.
Автоматически будет «незачет» по работе в целом! |
2 |
Аргументация |
Проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации своей позиции. |
Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик.
Автоматически будет «незачет» по работе в целом! |
3 |
Композиция |
Проверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами. |
В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений. |
4 |
Качество речи |
Проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком. |
Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов. |
5 |
Грамотность |
Проверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок. |
Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения. |
Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.
Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.
Именно поэтому самым актуальным вопросом для 11-тиклассников 2017-2018 года будет, какие темы могут предложить в этот раз для итогового сочинения.
Темы декабрьского сочинения в 2017-2018 году
Узнать точные темы сочинения заблаговременно невозможно, ведь они держаться в строгом секрете и разглашаются за 15 минут до начала экзамена. Но, для более эффективной подготовки, ученикам предложены направления, в рамках одного из которых и будет выбрана тема, по которой им предстоит писать итоговое сочинение в 2017-2018 году:
«Верность и измена»
«Равнодушие и отзывчивость»
«Цели и средства»
«Смелость и трусость»
«Человек и общество»
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.Для каждого из приведенных направлений есть определенный список произведений, в которых раскрывается важная проблема и присутствует необходимая для написания сочинения информация.
№ |
Направление |
Список литературных произведений |
1 |
«Верность и измена» |
→ Произведения о войне - верность себе, верность Родине (пр. «Судьба человека»).
→ «Капитанская дочка» (Гринев верен своим идеалам, Швабрин предает при первой же возможности)
→ «Война и мир» (Наташа Ростова)
→ «Гроза» (измена Катерины)
→ «Анна Каренина» «Евгений Онегин» (... Но я другому отдана, / Я буду век ему верна)
→ В.Распутин «Живи и помни»
→ Л.Андреев «Иуда Искариот»
→ Н.Гоголь «Тарас Бульба» |
2 |
«Равнодушие и отзывчивость» |
→ Произведения о природе, характеризующие людей как отзывчивых или эгоистичных (пр. «Плаха»)
→ «Герой нашего времени» (равнодушие Печорина к людям и жизни в целом) Обломов (его отзывчивость) → «Война и мир» (добродушие Ростовых, их отзывчивость, готовность помочь - эпизод с подводами)
→ «Преступление и наказание» (отзывчивость Сони Мармеладовой)
→ «Мастер и Маргарита» (Маргарита и Фрида)
→ В.Астафьев «Царь-Рыба»
→ Л.Улицкая «Дочь Бухары»
→ В.Распутин «Уроки французского»
→ А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
→ Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
→ К.Г.Паустовский «Телеграмма»
→ Б.Екимов «Ночь исцеления» ’
→ В.Распутин «Прощание с Матерой» |
3 |
«Цели и средства» |
→ «Горе от ума» (образ Молчалина)
→ «Война и мир» (образ Наполеона, его цели и средства в Отечественной войне 1812 г.)
→ «Преступление и наказание» (теория Родиона Раскольникова)
→ Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо первое. Большое в малом, Письмо третье. Самое большое, Письмо шестое. Цель и самооценка) → В.Распутин «Прощание с Матерой» |
4 |
«Смелость и трусость» |
→ Произведения о войне (пр. «А зори здесь тихие ...») → «Капитанская дочка»
→ «Война и мир»
→ «Судьба человека»
→ «Мастер и Маргарита» (трусость Пилата; «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»)
→ В.Закруткин «Матерь человеческая»
→ В.Быков «Обелиск»
→ Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» |
5 |
«Человек и общество
|
→ «Горе от ума» (Чацкий - «лишний» человек, его связь с обществом)
→ «Евгений Онегин» (Как повлияло общество на судьбу главного героя?)
→ «Отцы и дети» (Базаров как член общества)
→ «Война и мир» (Мир в значении «общество», «народ», роль отдельной личности в обществе, по мнению Толстого)
→ «Преступление и наказание» (теория Раскольникова)
→ «Мастер и Маргарита» (одиночество Мастера в обществе)
→ Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо седьмое. Что объединяет людей?)
→ В.Шаламов «Колымские рассказы»
|
Подготовка к итоговому сочинению
Хотя до первого испытания осталось не так много времени, качественно подготовиться к сочинению более чем реально. Для этого необходимо:
- Прочесть рекомендованные произведения.
- Провести анализ и выписать в отдельную тетрадь важные отрывки, события, имена, портреты и мысли героев, которые могут быть применены для сочинения в рамках одного из приведенных выше тематических блоков.
- Практиковаться в написании сочинений.
В сети не сложно найти темы, которые были предложены ученикам в 2016 и 2017 годах. Это будет хорошей практикой. Но, не стоит заблуждаться. Повторение ранее использованных тем в этом году маловероятно. Поэтому полезным также будет разработка блочной системы тез и аргументов, согласно которой ученик создает для себя базу для рассуждения на одну из глобальных тем.
Структура сочинения
Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты:
1 |
Вступление |
Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части. |
2 |
Основная часть |
Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения |
2-й тезис и аргументация |
3-й тезис и аргументация |
3 |
Заключение |
Примерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др. |
Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме:
- Укажите автора и полное название произведения.
- Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению, соответствует тезису (не надо пересказывать текст).
- Дайте свою оценку и приведите мнение автора.
- Подведите промежуточный итог.
Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные предложения, благодаря которым текст не будет выглядеть рваным.
Советы педагогов
Опытные учителя, выпускники которых каждый год успешно сдают не только сочинение, но и ЕГЭ по литературе, рекомендуют:
- Читайте не только произведения в оригинале, но и критику. Это даст необходимую базу мыслей и аргументов, которыми можно будет оперировать при написании.
- Обрабатывая разные блоки, чередуйте их, не зацикливаясь на одном направлении.
- Не спешите писать сочинение сразу после прочтения произведения, дайте себе время на осмысление прочитанного.
- Всегда начинайте написание сочинения с плана, это сэкономит время и не даст забыть о важных нюансах.
- Старайтесь избегать конструкций, выражающих неуверенную позицию, таких как «мне кажется», а также выдерживайте эмоциональный баланс, не перегружая сочинение.
Секрет успеха прост – и он в практике! Пишите сочинения, анализируйте свою работу и вносите коррективы, добиваясь максимально высокого результата.
|