Формат итогового сочинения
В 2018 году будущие выпускники будут писать декабрьское сочинение-изложение в своей школе, как это происходит уже на протяжении нескольких лет. В назначенный день учеников 11 класса рассадят в заранее подготовленных классах, а за 15 минут до начала испытания огласят темы сочинений по литературе, которые в 2017-2018 учебном году будут отличаться для регионов, расположенных в разных часовых поясах.На выполнение работы отводится 4 часа, что, по мнению самих учеников, вполне достаточно для того, что бы написать необходимые 250 слов, поразмыслив над заданной темой.
Обратите внимание, что порог в 250 слов – это необходимый минимум. В реальности же хорошее сочинение в среднем должно содержать 300-350 слов. К тому же, практикуясь на этапе подготовки, лучше ориентироваться на завершение работы за 3 часа 30 минут или 3 часа 40 минут.Для детей, имеющих право на организацию особых условий для сдачи первого выпускного испытания, сочинение может быть проведено на доме, либо в более легком формате изложения. Но, данное право предоставляется исключительно на основании документального подтверждения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Результат сочинения («зачет» или «незачет») будет оглашен ближе к концу календарного года.
Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году
Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:№ | Критерий | Что проверяют? | За что поставят «незачет»? |
1 | Соответствие теме | Проверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему. | Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания. Автоматически будет «незачет» по работе в целом! |
2 | Аргументация | Проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации своей позиции. | Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик. Автоматически будет «незачет» по работе в целом! |
3 | Композиция | Проверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами. | В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений. |
4 | Качество речи | Проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком. | Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов. |
5 | Грамотность | Проверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок. | Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения. |
Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.Именно поэтому самым актуальным вопросом для 11-тиклассников 2017-2018 года будет, какие темы могут предложить в этот раз для итогового сочинения.
Темы декабрьского сочинения в 2017-2018 году
Узнать точные темы сочинения заблаговременно невозможно, ведь они держаться в строгом секрете и разглашаются за 15 минут до начала экзамена. Но, для более эффективной подготовки, ученикам предложены направления, в рамках одного из которых и будет выбрана тема, по которой им предстоит писать итоговое сочинение в 2017-2018 году:«Верность и измена»
«Равнодушие и отзывчивость»
«Цели и средства»
«Смелость и трусость»
«Человек и общество»
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.Для каждого из приведенных направлений есть определенный список произведений, в которых раскрывается важная проблема и присутствует необходимая для написания сочинения информация.
№ | Направление | Список литературных произведений |
1 | «Верность и измена» | → Произведения о войне - верность себе, верность Родине (пр. «Судьба человека»). → «Капитанская дочка» (Гринев верен своим идеалам, Швабрин предает при первой же возможности) → «Война и мир» (Наташа Ростова) → «Гроза» (измена Катерины) → «Анна Каренина» «Евгений Онегин» (... Но я другому отдана, / Я буду век ему верна) → В.Распутин «Живи и помни» → Л.Андреев «Иуда Искариот» → Н.Гоголь «Тарас Бульба» |
2 | «Равнодушие и отзывчивость» | → Произведения о природе, характеризующие людей как отзывчивых или эгоистичных (пр. «Плаха») → «Герой нашего времени» (равнодушие Печорина к людям и жизни в целом) Обломов (его отзывчивость) → «Война и мир» (добродушие Ростовых, их отзывчивость, готовность помочь - эпизод с подводами) → «Преступление и наказание» (отзывчивость Сони Мармеладовой) → «Мастер и Маргарита» (Маргарита и Фрида) → В.Астафьев «Царь-Рыба» → Л.Улицкая «Дочь Бухары» → В.Распутин «Уроки французского» → А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» → Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке» → К.Г.Паустовский «Телеграмма» → Б.Екимов «Ночь исцеления» ’ → В.Распутин «Прощание с Матерой» |
3 | «Цели и средства» | → «Горе от ума» (образ Молчалина) → «Война и мир» (образ Наполеона, его цели и средства в Отечественной войне 1812 г.) → «Преступление и наказание» (теория Родиона Раскольникова) → Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо первое. Большое в малом, Письмо третье. Самое большое, Письмо шестое. Цель и самооценка) → В.Распутин «Прощание с Матерой» |
4 | «Смелость и трусость» | → Произведения о войне (пр. «А зори здесь тихие ...») → «Капитанская дочка» → «Война и мир» → «Судьба человека» → «Мастер и Маргарита» (трусость Пилата; «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков») → В.Закруткин «Матерь человеческая» → В.Быков «Обелиск» → Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» |
5 | «Человек и общество |
→ «Горе от ума» (Чацкий - «лишний» человек, его связь с обществом) → «Евгений Онегин» (Как повлияло общество на судьбу главного героя?) → «Отцы и дети» (Базаров как член общества) → «Война и мир» (Мир в значении «общество», «народ», роль отдельной личности в обществе, по мнению Толстого) → «Преступление и наказание» (теория Раскольникова) → «Мастер и Маргарита» (одиночество Мастера в обществе) → Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо седьмое. Что объединяет людей?) → В.Шаламов «Колымские рассказы» |
Подготовка к итоговому сочинению
Хотя до первого испытания осталось не так много времени, качественно подготовиться к сочинению более чем реально. Для этого необходимо:- Прочесть рекомендованные произведения.
- Провести анализ и выписать в отдельную тетрадь важные отрывки, события, имена, портреты и мысли героев, которые могут быть применены для сочинения в рамках одного из приведенных выше тематических блоков.
- Практиковаться в написании сочинений.
Структура сочинения
Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты:1 | Вступление | Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части. |
2 | Основная часть | Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения |
2-й тезис и аргументация | ||
3-й тезис и аргументация | ||
3 | Заключение | Примерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др. |
- Укажите автора и полное название произведения.
- Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению, соответствует тезису (не надо пересказывать текст).
- Дайте свою оценку и приведите мнение автора.
- Подведите промежуточный итог.
Советы педагогов
Опытные учителя, выпускники которых каждый год успешно сдают не только сочинение, но и ЕГЭ по литературе, рекомендуют:- Читайте не только произведения в оригинале, но и критику. Это даст необходимую базу мыслей и аргументов, которыми можно будет оперировать при написании.
- Обрабатывая разные блоки, чередуйте их, не зацикливаясь на одном направлении.
- Не спешите писать сочинение сразу после прочтения произведения, дайте себе время на осмысление прочитанного.
- Всегда начинайте написание сочинения с плана, это сэкономит время и не даст забыть о важных нюансах.
- Старайтесь избегать конструкций, выражающих неуверенную позицию, таких как «мне кажется», а также выдерживайте эмоциональный баланс, не перегружая сочинение.
Секрет успеха прост – и он в практике! Пишите сочинения, анализируйте свою работу и вносите коррективы, добиваясь максимально высокого результата.